Словосочетание «Ралли Монте-Карло» слышали, наверное, и те, кто достаточно далек от автомобильного спорта и никоим образом им не интересуется. Это просто объясняется. Ведь популярность этих гонок просто зашкаливает. Когда они проходят, то информация про них просачивается из всех щелей, по ТВ, из СМИ, слышны разговоры на улице. Не удивительно, что не заинтересованный человек может услышать новость про данное ралли и вообще узнать про его существование. Данная гонка проводится уже более 100 лет, и привлекла к себе внимание многих зрителей и почитателей автомобильного спорта. Это что-то особенное, настоящая проверка для автомобиля, его экипажа и автомехаников. За всю историю существования «Ралли Монте-Карло» было немало захватывающих историй, хитростей и громких скандалов. Само слово «Ралли» появилось во Франции, как раз во время создания «Ралли Монте-Карло». В начале XX века во Франции существовали две специальные гонки, которые были своего рода тестом для машин новой модели. Первая организовывалась автомобильным клубом Ниццы, и называлась «Automobile Club de Nice et Côte d'Azur». Вторая принадлежала Парижскому клубу и называлась «Critérium Paris-Nice и ралли Rallye Paris-Antibes-Juan-les-Pins.» В свою очередь автомобильный клуб Монако решил создать конкуренцию своим собратьям, и сделать собственную знаменитую на весь мир гонку. Инициатором был Принц Альберт I, который отдал соответствующий приказ в 1909 г. Уже через два года были даны первые старты. Задач была добраться первым до города Монако. Участники стартовали с разных точек (их было 11), но расстояние до финиша у всех было одинаково (1020 км). Из 23 участников добраться до конечной точки удалось не всем. Победителем той гонки стал Анри Луи-Ружье, который стартовал из Парижа. Эта гонка быстро набирала популярность, так как считалась настоящим испытанием. За этим было действительно интересно наблюдать. Почти все гонщики за всю историю существования признавали, что это самая сложная трасса. Несмотря на название, указывающее на конкретный район, исторически ралли Монте-Карло проходит не только в Монако. Участки трассы расположены и на других территориях Франции. В этом и заключается её сложность. Горы сменяют приморские дороги, подъемы сменяются резкими спусками, сухой асфальт сменяется мокрым, гравий и щебень на обледеневшую трассу. Иногда эти изменения происходят на одном спецучастке, что сильно затрудняет выбор шин. В любом случае гонщику приходиться выбирает меньшее из зол. Дорога может быть узкой и с большим количеством поворотов (серпантин в Альпах), обочина может быть слишком опасной (обрывы, деревья и скалы). Также отличительной чертой гонок «Ралли Монте-Карло» является наличие спецучастка, который нужно проходить в ночное время суток. Это единственное место, где есть такая особенность в ралли. Самым известным и опасным участком считается «Col de Turini» (Кол де Турини). За всю свою историю существования, трасса постоянно меняется и дорабатывается по ряду причин. Изменения происходят и в правилах. К примеру, впервые годы, помимо скорости прибытия учитывалась красота формы автомобиля и удобство пассажиров. Но вскоре последние два параметра отменили. Победа на этой гонке считается великим достижением. Автомобильная компания, выигравшая ралли получает большой престиж, так как это прямое доказательство того, что их машины быстры, крепки, качественны и надежны. Плюс, сейчас вокруг этого события крутится много денег (призовые, реклама и т.д.).
После первого опыта проведения гонок, было решено, что все участники будут стартовать с одного места и проходить по одинаковым участкам. Сначала критерием, по которому определялся победитель, была скорость. Затем стали давать шанс менее мощным автомобилям, создавая спецучастки для проверки маневренности. Тем самым вычитался «индекс», по которому определялся победитель. Например, в 1961 г. Citroën ID19 и экипаж (Рене Тротманн и Жан-Клод Ожье) проиграл Panhard, хоть и показал лучшую скорость. Но в общем зачете он занял всего лишь 19 место. Вскоре было окончательно решено определять победителя по общему времени. При этом критерии шанс на победу имеют все. Быстрые автомобили быстрее проходят ровные участки, а маневренные быстрее проходят повороты. В 1973 г. образуется Чемпионат Мира по Ралли (WRC), создателем которого является Международная автомобильная федерация (FIA). В этот же год «Ралли Монте-Карло» становятся одним из этапов чемпионата мира по ралли. Проводится он традиционно зимой и является первым этапом. Первую всемирную популярность данное ралли получило в 60-е годы, когда к ним присоединились такие гранды как: Renault, Citroen, Mini Cooper, Saab и Porshe. В эти же годы был самый громкий скандал в этом спорте. Произошел он в 1966 г. В этот год все три призовых места занял «Mini Cooper». Но их дисквалифицировали из-за того, что они использовали дополнительные фары на переднем бампере, которые по правилам были запрещены. Такому же наказанию подверглось и 4-е место, которое занял Lotus Cortina. Победителем все же стал Citroen DS, который изначально занял 5-е место. Самым знаменитым из гонщиков по справедливости можно считать француза Себастьяна Лёба. Этот пилот не только многократно выигрывал «Ралли Монте-Карло», но и является самым титулованным гонщиком за всю историю данного спорта. Он становился чемпионом мира 9 раз подряд, в период с 2004 г. по 2012 г. Управлял он отечественным автомобилем Citroen. В Монако он становился победителем 8 раз (2003-2005, 2007-2009, 2012-2013). Из известных победителей этапа в Монако можно отметить еще несколько гонщиков. • Анри Ружье (Франция) – первый чемпион (1911) • Жан Треву (Франция) – (1939, 1949, 1951) • Эрик Карлссон (Швеция) – (1962, 1963) • Сандро Мунари (Италия) – (1972, 1975-1977) • Вальтер Рёрль (Германия) – (1980, 1982-1984) • Дидье Ореоль (Франция) – (1990, 1992-1993) • Карлос Сайнс (Испания) – (1991, 1995, 1998) • Томми Мякинен (Финляндия) – (1999-2002) • Себастьян Ожье (Франция) – (2009, 2014-2018) Как видно, французы на своей земле достаточно профессионально выступают, да и не только у себя, а и по всему миру.