Первым делом отправимся в Египет, древнюю страну, которая когда-то называлась Кеми – Черная Земля. Подарок Нила. Первое, что приходит на ум, когда мы думаем об этой цивилизации, — это интерес египтян к загробной жизни. Навряд ли существует какая-то другая культура, которая столько же внимания уделяла бы вопросам смерти и обретению бессмертия. Самый крупный их сохранившихся египетских памятников литературы содержит наставления, которые должны помочь мёртвым избежать опасностей Дуата – загробного мира, куда ночью скрывается солнце, и достичь вечной жизни. Среди множества других подобных источников наибольшую известность получила «Книга Воскресения», которая в наши дни более известна как египетская «Книга мёртвых».
Учения о душе
Центральное место в этих руководствах занимали учения о душе и духовных аспектах каждого человеческого существа. В египетской мифологии выделялись два самых важных компонента души: Ба и Ка, которые во многом напоминают современные магические концепции астрального и эфирного тел. Считалось, что Ба не привязана к физическому телу и может свободно перемещаться в пространстве. В египетском искусстве эта часть души изображалась в виде птицы с головой человека, которая символизировала способность души летать. Ка, напротив, была всегда связана с человеческим телом, и хотя она могла удаляться на небольшие расстояния, но должна была регулярно возвращаться. Однако эта часть души напрямую зависела от состояния физического тела и не могла выжить, если тело ослабло или, того хуже, начало разрушаться. В египетской культуре считалось, что если Ка не погибнет, то жизнь после смерти может продолжаться. Для этого требовалось: • во-первых, сохранить физическое, что, собственно, и привело к развитию сложных технологий мумификации; • во-вторых, «открыть рот» Ка с помощью магических процессов, т.е. научить её питаться; • в-третьих, регулярно оставлять для неё подношения, чтобы она не погибла от голода. Говоря языком современной магии, еда и питьё были для Ка постоянным источником эфирной энергии. Благодаря этому она могла продолжать своё существование и избежать второго этапа смерти, при котором человеческая душа сбрасывает своё эфирное тело и продолжает восхождение. Таким образом, могила каждого египтянина, который мог позволить себе мумификацию — это храм для Ка. В каждом из них был, по крайней мере, один жрец, который ежедневно оставлял там свежую пищу.
Погребальная культура
Обрести бессмертие подобным образом пытались не только в Египте. Просто именно египетские традиции были лучше всего отражены в сохранившихся письменных источниках. В древние времена короли знали и знать удостаивались чести быть погребённым в курганах, их тела мумифицировали, а в гробницах постоянно оставляли подношения, чтобы даже после смерти подчеркнуть их отличие от простых смертных. Позже на смену этим традициям погребения приходят совершенно противоположные обычаи: если раньше народы стремились сохранить тело человека после смерти, то с некоторых пор его стали уничтожать полностью. Переход этот обусловлен разными причинами. В некоторых случаях общество, вынужденное поддерживать прошлые поколения, слабело, и тогда его легко завоевывали менее обремененные соседи. Порой старую систему разрушали жестокие восстания, практически бунт живых против мёртвых. В других случаях причины этих изменений неизвестны. В любом случае смена погребальных обычаев имела огромные последствия, и это можно проследить в археологических записях всего мира. Человек всегда пытался обмануть смерть, за счет этого даже в наше время остались интересные погребальные обряды и традиции.